Флоренция – древний город в области Тоскана. Большая его часть находится на правом берегу реки Арно. Центральная часть размером приблизительно 500х400 метров имеет прямоугольную планировку по сторонам света, оставшуюся с римских времён. В дальнейшем город застраивался по радиально-лучевой планировке. Все архитектурные исторические памятники и музеи сосредоточены на территории протяжённостью 2 км, включая те, что на левом берегу реки. Tutto vicino, всё близко. Итак, Флоренция, что посмотреть обязательно, если вы ограничены по времени?
Содержание
Галерея Уффици
В галерее Уффици (Uffizi) находятся знаменитейшие картины великих итальянских мастеров Возрождения от Джотто до Караваджо. Значительное место в ней занимает Сандро Боттичелли, придворный художник дома Медичи. Есть Мазаччо, Леонардо, Микеланджело, Пьеро делла Франческа, Филиппо Липпи, Тинторетто, Тициан, Рафаэль, голландцы эпохи ренессанса. В коридорах выставлены скульптуры римского времени из коллекции Медичи.
Архитектурно Галерея Уффици представляет собой два одинаковых здания, выстроенные по сторонам улицы, идущей от площади Синьории к реке Арно. Улица раскрывается на площадь, а к реке проходит под аркой, над которой перекинут коридор. В первом этаже зданий устроены открытые галереи тосканского ордера. В нишах размещены скульптурные портреты знаменитых тосканцев – художников, литераторов, мыслителей, учёных. Левое крыло примыкает к Палаццо Веккьо, из третьего этажа правого крыла можно выйти на крышу лоджии Ланци, где устроено кафе.
Здания Уффици строились в 1560-1580 гг. по проекту и под руководством Вазари до его смерти в 1574 г. Первоначально в зданиях размещались административные и судебные канцелярии. С конца XV века здания галерей наполняются произведениями искусства из коллекции Медичи. Начало этой коллекции положил Козимо Медичи «Старый». Впоследствии все правители Флоренции и Тосканы её пополняли. В 1765 г. музей открыли для широкой публики. Коллекции пополняются и в наши дни.
Музей открыт во все дни, кроме понедельников с 8:15 до 18:30. Закрыт 25 декабря. В галерею Уффици всегда огромная очередь, поэтому лучше бронировать посещение на определённый час. Сделать это можно на официальном сайте Уффици. Билет стоит 16 евро + 4 евро за предварительную продажу. Время нахождения в музее не нормируется. Чтобы получить предварительно оплаченные входные билеты, надо пройти в помещение в правом от площади Синьории крыле. Вход в музей находится в левом крыле.
Флоренция - что посмотреть на площади Синьории
Посещая галерею Уффици, не миновать площадь Синьории (Piazza della Signoria). Средневековые городские площади были трёх типов: рыночные, храмовые и административные. На храмовых площадях в центре или сбоку ставился храм, подчас занимавший всю площадь. Административные площади располагались возле ратуш и оставались свободными. Такова площадь Синьории, главная и самая большая из незастроенных площадей Флоренции. Она имеет форму неправильного четырёхугольника размером 110 на 75 м, в юго-востосточный угол которого выступает здание палаццо Веккьо.
Палаццо Веккьо, или старый дворец, строился в 1299-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио. Первоначально в нём размещалась городская коммуна. Позднее дворец служил резиденцией герцога, пока он не переехал в новый дворец на левом берегу, палаццо Питти. С тех пор дворец на площади Синьории называется старым. Сейчас в нём располагается музей и мэрия Флоренции.
Дворец имеет башню высотой 94 м, характерную для средневековых ратуш. С башни открываются великолепные виды на город Флоренцию, на реку и на поднимающийся над рекой левый берег, где из зелени садов выступают готические и ренессансные постройки. Попасть на башню можно из музея дворца.
У парадного входа во дворец стоит с 1910 г. копия скульптуры Микельанджело «Давид». До 1873 года там стоял подлинный Давид, но за 370 лет мрамор получил некоторую коррозию, и статую поместили в Галерею Академии, где она прошла реставрацию и доступна для обозрения.
Направо от входа во дворец начинается улица Уффици, а ещё правее располагается Лоджия деи Ланци постройки 1370-х гг. В лоджии установлена скульптура: римские копии с греческих оригиналов и итальянские работы XVI и XIX века. На площади Синьории всегда многолюдно. Люди ходят по площади, сидят на ступеньках лоджии Ланци и за столиками ресторанов, расставленных под открытым небом.
Флоренция - что посмотреть на площади Santa Maria del Fiore
Кафедральный собор
Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (Санта Мария в цветах), иначе называемый Дуомо (Duomo – собор), занимает почти всю одноимённую площадь.
Собор огромный:
длина 153 м,
ширина по трансепту 90 м,
высота свода главного нефа внутри 45 м,
высота подкупольного пространства 90 м,
высота с фонарём на куполе 107 м,
высота храма с крестом 114 м,
диаметр купола 42 м.
Больше и выше его только собор Святого Петра в Риме, приближается к нему по размерам собор Св. Павла в Лондоне.
Собор в виде трёхнефной базилики с трансептом, апсидой и куполом на средокрестии начат строительством в 1296 г. Проект сделал и руководил строительством до своей смерти в 1310 г. Арнольфо ди Камбио. Строительство продолжалось с перерывами, и к 1380 г. были возведены стены. По сравнению с проектом ди Камбио размеры собора были увеличенеы. Трудной задачей было возведение купола такого размера.
Проблему решил Филиппо Брунеллески в 1420-1436 г., применив революционную конструкцию восьмиугольного параболического купола из двух оболочек, скрепленных вертикальными нервюрами и кольцевыми рёбрами. Купол, возведённый без лесов и опалубок, послужил образцом для последующих подобных построек. Только два купола имеют ширину равную или больше, чем купол Брунеллески. Это купол собора Св. Петра в Риме 42,5 м и купол Пантеона 43,2 м. Но перекрытие последнего было менее сложной задачей, так как Пантеон имеет цилиндрическую форму.
Между оболочками проложены лестницы, ведущие на купол. В музее на площади можно видеть модель купола в разрезе, выполненную самим Брунеллески для демонстрации метода. Прекрасный фасад из мрамора цветов итальянского флага выстроен в 1887 г.
Центральный вход в собор
Другие объекты на площади Санта Мария дель Фьоре
Рядом с собором в одну линию с фасадом и в том же стиле и цвете стоит 85-метровая колокольня. Строительство её начал в 1334 г. Джотто ди Бондоне. После его смерти в 1337 г. продолжали другие архитекторы и закончили в 1359 г. На колокольню также можно подняться.
Напротив собора находится Баптистерий Иоанна Крестителя (San Giovanni Battista) романского времени (V век). Облицовка белым и зелёным мрамором выполнена в XI-XII веке. Знаменитые восточные ворота баптистерия созданы Гиберти в 1425-1452 гг. Микеланджело назвал эти ворота «вратами рая» за их красоту. В настоящее время Баптистерий украшают копии, а подлинные ворота находятся в музее. Это касается и скульптурной группы «Крещение Христа» над Восточными воротами.
Музей Дуомо (Opera del Duomo Museum) на восточной стороне площади. В музее находятся подлинники скульптур с фасадов церкви и баптистерия, алтарные картины, хоры для певчих, восточные, южные и северные двери баптистерия. Есть работы Донателло и Микеланджело. Представлены инструменты и механизмы, использовавшиеся при строительстве купола.
Как посетить
Посмотреть часы работы, купить билеты и прочитать рекомендации по посещению можно на сайте https://duomo.firenze.it/en/home/. Также билеты можно приобрести в кассе на площади, на северной стороне. Билеты продаются трёх видов:
- Полный билет на посещение купола, колокольни, баптистерия, музея и раскопок древней церкви Санта Репарата стоит 30 евро.
- То же без посещения купола 20 евро.
- Без купола и без колокольни 15 евро.
Для посещения купола надо бронировать время. Нельзя опаздывать. На остальные объекты билет действителен в течение трёх дней. Срок действия билета начинается с даты, выбранной для посещения Купола.
Церковь Санта Репарата стояла на месте Дуомо. Вход в неё с южного придела собора рядом с колокольней.
В собор вход бесплатный, но очередь огромная. На колокольню очередь небольшая, в баптистерий ещё меньше, в музей нет совсем. По воскресеньям собор закрыт. Музей закрыт в первый вторник месяца. Всё закрыто 25 декабря, 1 января и на Пасху.
Новая сакристия в церкви Сан-Лоренцо
Базилика Сан-Лоренцо
Если Рим – барочный город, то Флоренция – город ренессанса. И самая ранняя ренессансная церковь в нём – это базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo). Она берёт своё начало от древней церкви IV века, освящённой в честь мученика Лоренцо. В XI веке церковь была перестроена в романском стиле, а в 1418 г. Брунеллески начал перестройку её интерьера в стиле ренессанс. Брунеллески не успел при жизни завершить реконструкцию, и она была продолжена после его смерти. Фасад церкви из грубого камня остался от романского времени.
Медичи сделали эту церковь семейным храмом. В 1420-1428 гг. Брунеллески пристроил к южному крылу трансепта сакристию, которую впоследствии стали называть Старой. Её интерьер украшен произведениями Донателло, и она открыта в главное пространство базилики. Старая сакристия была предназначена для захоронения представителей семьи Медичи. Первыми похороненными в ней стали Джованни ди Биччи де Медичи, отец Козимо Старого, умерший в 1429 г., и сам Козимо Старый, дед Лоренцо Великолепного.
В 1519-35 гг. на противоположной стороне трансепта Микеланджело построил Новую сакристию. Из Новой сакристии есть проход в Капеллу Принцев, начатую строительством в 1604 г. В ней похоронены Медичи — герцоги Тосканы. Это восьмиугольное помещение, перекрытое большим восьмиугольным куполом, находится перед алтарной частью базилики.
Лаврентийская библиотека, или библиотека Святого Лаврентия — ещё одно творение великого Микельанджело, созданное в 1524-34 гг. Начало книжному собранию положил Козимо Старый. Вход в библиотеку слева от восточного фасада базилики.
Новая сакристия
Новая сакристия устроена в северном крыле трансепта церкви Сан-Лоренцо (базилика Святого Лаврентия). Вход в неё отдельный с площади piazza di San Lorenzo. В Новую сакристию люди приходят, чтобы увидеть всемирно известные скульптурные композиции, созданные гением Микельанджело.
В ней похоронены:
- Джулиано Медичи, герцог Немурский и сын Лоренцо Великолепного;
- Лоренцо Медичи, герцог Урбино, внук Лоренцо Великолепного, отец будущей королевы Франции Екатерины Медичи;
- Сам Лоренцо Великолепный (1449-1492);
- Его брат Джулиано, убитый в 1478 году во время заговора Пацци.
Микеланжело поместил свои гениальные творения на могилах не самых известных представителей семейства Медичи – герцогов Немурского и Урбинского, получивших свои титулы соответственно от короля и от папы. Над гробницей Джулиано он разместил скульптурную группу День и Ночь в виде полулежащих в напряжённых позах женщины и мужчины. Над ними в нише находится скульптура Джулиано в форме сидящего римского полководца. Композиция на могиле Лоренцо аналогична. Фигуры называются Утро (женская) и вечер (мужская).
Над гробницами Лоренцо Великолепного и его брата в 1564 г. Вазари поместил композицию из трёх фигур. В центре Мадонна с Младенцем Микельанджело, слева и справа от неё скульптуры покровителей семьи Медичи, Святого Козьмы и Святого Дамиана работы учеников Микельанджело.
Посещение Новой сакристии
Дни для посещения Новой сакристии:
Среда, четверг, пятница от 13:15 до 17:30.
Суббота, воскресенье, понедельник от 8:15 до 12:30.
Закрыто по вторникам и в 1, 3 и 5-е воскресенье месяца.
Билет в Новую сакристию стоит 9 евро, по предварительной продаже 12 евро.
Касса находится по адресу Piazza Madonna degli Aldobrandini, 6, за Капеллой Принцев.
Часы работы и стоимость можно уточнить по адресу:
https://www.visitflorence.com/florence-churches/medici-chapels.html
или
Посещение Навой сакристии включает в себя посещение Капеллы Принцев.
Для посещения базилики приобретается отдельный билет. Комплексный билет включает посещение базилики, Старой сакристии, внутреннего двора, крипты, музея базилики и библиотеки Святого Лаврентия. Базилика открыта для посещения с понедельника по субботу с 10 до 17 часов, вход до 16 часов. Закрыто по воскресеньям, 1 января, 6 января и 10 августа. Билет стоит 9 евро и приобретается в кассе.
Карта Firenzecard
Для туристов есть удобный сервис –туристическая карта Флоренции, Firenzecard. Она даёт право на посещение 72 музеев Флоренции на 72 часа бесплатно и без очереди. Стоит 85 евро в 2023 г. При стоимости посещения музеев от 5 до 20 евро финансовая выгода может быть, а может и не быть. Но время вы сэкономите. Однако в музеи с большим наплывом посетителей вход по карте может быть ограничен.
Нельзя по этой карте пройти на купол и в собор Санта Мария дель Фиоре, а на кампаниллу, в баптистерий и в музей можно. Учитывая изложенное, если вы приехали во Флоренцию дольше, чем на три дня, запланируйте посещение галереи Уффици и собора на те дни, когда у вас не будет карты.
Ещё одна причина купить билеты предварительно в галерею Уффици и на купол. Даже имея Firenzecard, надо бронировать время по телефону. Сделать это, не владея в достаточной мере языком, сложно.
В 2022 г. добавлен новый сервис. Можно продлить Firenzecard на 48 часов.
Firenzecard можно приобрести в Уффици, Палаццо Питти, Палаццо Веккьо, Барджелло, музее Санта-Мария-Новелла, часовне Бранкаччи, музее Бардини и Палаццо Строцци, в информационном пункте напротив вокзала Santa Maria Novella на площади Piazza della Stazione 4, а также в пунктах туристической информации, расположенных на площади Santa Maria Novella и улице Кавур.
Информация по адресу https://www.visitflorence.com/florence-museums/is-firenze-card-worth-it.html
Заключение
Представленная программа может быть выполнена за 2 дня с посещением галереи Уффици, купола Дуомо, баптистерия, всех объектов Сан-Лоренцо. Возможно, вы успеете зайти в музей Palazzo Vecchio или Opera del Duomo.
Вся информация о ценах и часах для посещения актуальна на январь 2023. Если вам понравилась статья Флоренция — что посмотреть, поделитесь ею, задавайте вопросы, пишите комментарии.