Термин Ретро автомобили не является юридическим или устоявшимся. В разных странах и автоклубах применяются различные классификации старых автомобилей. Можно выделить следующие наименования: антикварные, винтажные, классические, олдтаймеры и янгтаймеры. Период антикварных автомобилей в свою очередь разделяется на эпохи ветеранов, латуни и винтаж.
Содержание
Ретро автомобили в различных классификациях
Ретро автомобили ветераны
К ветеранам относят ретро автомобили, выпущенные до 1905 года. Характерной чертой их является вид конного экипажа, у которого удалили оглобли и где-нибудь пристроили маломощный 3-5 л. с. силовой агрегат. Силовые агрегаты отличались разнообразием. Использовались двигатели паровые, электрические и внутреннего сгорания.
Эра латуни
Эра латуни продолжалась от 1906 до 1919 года, т.е. до окончания Первой мировой войны. Она получила своё название от большого количества латунной фурнитуры. В этот период утвердилась компоновка с передним расположением бензинового двс, мощность которого существенно возросла, и приводом на задние колёса через коробку перемены передач с зубчатыми колёсами и карданный вал. Балки мостов неразрезные, подвешены на листовых рессорах. Кузова остаются открытые или с брезентовым съёмным тентом. В дизайне всё ещё просматриваются элементы конной повозки, но появляется лобовое стекло.
Типичным представителем эры латуни является красивейший автомобиль Delaunay-Belleville HB4 1911-12 г., фото которого показано в заголовке статьи. 4-цилиндровый ДВС объёмом 3681 см3 мощностью 23 л.с. соединён с 4-ст. КПП. Масса 1700 кг, габариты 4276х1695х1923. Всего было выпущено 100 шт. на заводе Сен Дени, Франция.
Винтажные ретро автомобили
Винтажные ретро автомобили считаются произведённые от 1919 до 1930 года. К концу периода большая часть автомобилей выпускается с закрытыми цельнометаллическими кузовами или типа кабриолет со съёмным верхом. Кузова приобретают «автомобильный» вид, при этом передние и задние крылья и подножки остаются отдельными выступающими деталями. Органы управления становятся привычные нам. Идёт дальнейшее совершенствование и усложнение двигателей, появляются схемы V8, V12, OHV (верхнее расположение клапанов).
В винтажное время были впервые применены технические решения, ставшие впоследствии общепринятыми. Это расположение распределительных валов в головке блока цилиндров (схема OHC) и гидропривод тормозов, хотя и до 60-х гг. кое-где выпускались двигатели с боковым расположением клапанов, а гидропривод получил наибольшее распространение только в средине 30-х гг. В конце периода появилась КПП с синхронизаторами.
Классические Ретро автомобили
Ретро автомобили классические не имеют чётких временных границ. Ряд коллекционеров и клубов считают эру классических автомобилей следующей после винтажных. The Classic Car Club of America относит к классическим автомобилям выпущенные в 1925-1948 гг. в ограниченных количествах и достаточно дорогие. Antique Automobile Club of America считает классикой любой авто старше 25 лет.
Олдтаймеры и Янгтаймеры
В Германии и в континентальной Европе используют термин олдтаймеры (оldtimer) и янгтаймеры (youngtimer). В Германии в категорию олдтаймеров попадают ретро автомобили старше 40 лет. К янгтаймерам относят машины, выпущенные 20-40 лет назад. Российские коллекционеры определяют возраст тех и других на 10 лет больше.
В России существует список культурных ценностей, к которым законодательно применим особый порядок ввоза и вывоза. В него попадают автомобили старше 50 лет. Для их ввоза не требуется уплата пошлины. Кроме того, легковые автомобили и мотоциклы, выпущенные более 30 лет назад, не попадают под действие Технического регламента по безопасности транспортных средств при условии сохранения их оригинального состояния. Таким образом косвенно определяются временные рамки принадлежности авто- или мототехники к категории ретро.
Ретро автомобили в Верхней Пышме
Музей техники УГМК
В городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом стараниями руководства УГМК собрана, пожалуй, самая большая в стране коллекция антикварных и классических автомобилей, а также мотоциклов. Более 500 экспонатов размещено на 4-х этажах специально построенного здания общей площадью 12 000 кв. метров. И ещё много экземпляров ждёт реставрации, для показа которых планируется строительство нового здания.
Музейное собрание не ограничено автомобилями. На открытой площадке выставлено огромное количество различных вооружений: танки, артиллерийские орудия, самолёты, мореходные катера. А ещё паровозы с вагонами и два БелАЗа – грузоподъёмностью 30 и 320 т. В отдельном здании разместился музей авиации. Общая площадь экспозиций составляет 8 Га.
В рамках данной статьи мы рассмотрим ретро автомобили, выпущенные до 1941 года. Первый этаж здания занимают экспонаты из Европы и США.
Ветераны, латунь и винтаж
Американские Ретро автомобили Cadillac
В малых количествах модель 452 выпускалась до 1940 г. Всего было произведено 2887 шт. Это был один из самых дорогих и технологичных автомобилей. Впервые в мире на серийной машине применён 16-цилиндровый двигатель и гидравлические толкатели.
В те же годы в производственной программе Cadillac имелся 6-литровый двигатель V12 мощностью 135 л.с. для автомобиля промежуточной модели 370, которых было выпущено 5730 шт.
Классическая Германия
Из новых решений, применённых на этой машине, надо отметить независимую подвеску передних колёс.
Основатель марки Август Хорьх ещё до Первой мировой войны разошёлся с другими акционерами компании и создал новую фирму под названием Audi. Слово Horch не как имя собственное переводится как «слушай». То же значение имеет латинское слово «audi». Получается, что Август Хорьх «перевёл» свою фамилию на латинский язык. В 1932 г. Horch, Audi, DKW и Wanderer объединились в «Автомобильный союз» — Auto Union. Компания Horch выпускала самые большие и дорогие автомобили в этом союзе.
Ретро автомобили ГАЗ-А и М1
На втором этаже здания выставлены ретро автомобили СССР.
У Советского Союза была дружба с компанией Генри Форда. Ford построил завод в Нижнем Новгороде и автомобиль ГАЗ-А выпускался по лицензии, с незначительными изменениями. Например, отсутствовала декоративная решётка радиатора. Всего было произведено 41 917 шт.
На базе ГАЗ-А в 1933-37 гг. выпускался пикап ГАЗ-4 грузоподъёмностью 500 кг с кабиной от «полуторки» ГАЗ-АА. Особенностью конструкции была единая с кабиной платформа, что приводило к расшатыванию кабины. Этих пикапов было выпущено 5265 шт.
М1, «эмка», пришла на смену ГАЗ-А. Прототипом послужил Ford Model 40-730 1933-го года с 4-цилиндровым двигателем. Благодаря сотрудничеству с Ford на заводе удалось наладить изготовление цельнометаллических кузовов. В процессе подготовки производства в конструкцию шасси были внесены значительные изменения, сделавшие автомобиль более современным.
Двигатель использовали от прежней модели, но повышенной до 50 л.с. мощности, вследствие чего увеличилась и максимальная скорость до 105 км/ч. Трёхступенчатая КПП получила шестерни постоянного зацепления 2-й и 3-й передач и сдвижные муфты для их зацепления. Дизайн интерьера практически не изменился.
На базе М1 в 1939-41 гг. было выпущено 5382 пикапов ГАЗ-М415. В отличие от предшественника ГАЗ-4 платформа и кабина были разделены, что повысило долговечность машины. Выпускались полноприводный вариант «эмки» ГАЗ-61 и полноприводный пикап 61-415.
ГАЗ-11-73
В средине 30-х годов инженеры ГАЗа разработали на основе М1 более комфортабельную и более мощную модель ГАЗ-11-73. Внешним видом она похожа на М1, но есть отличия. Другой передний бампер. Вентиляционные отверстия на боковинах моторного отсека вытянуты в горизонтальную полосу. Изменена облицовка радиатора в соответствии с мировой модой того времени. Аналогичную решётку имеет Cadillac Sixty Special 60 series 1940-го года.
Поперечный стабилизатор и гидравлические рычажные амортизаторы должны были улучшить управляемость и плавность хода, но внедрить амортизаторы удалось лишь после войны. Такая же история получилась с гидравлическими тормозами.
В качестве прототипа двигателя был принят 6-цилиндровый рядный двигатель с боковыми клапанами от автомобиля Dodge D5 и закуплено оборудование для его производства. На двигателе были применены передовые для своего времени технические решения: биметаллические вкладыши коленвала, полнопоточный масляный фильтр, плавающий маслоприёмник, термостат в системе охлаждения, регулятор опережения зажигания. Двигатель был переведён в метрическую систему и его рабочий объём несколько изменился. КПП осталась от прежней модели.
Этот двигатель в разных модификациях выпускался до 1990 года и устанавливался на автомобили ЗИМ ГАЗ-12, грузовые ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГА3-63.
Во время войны выпуск ГАЗ-11-73 был остановлен. Выпускали полноприводный вариант ГАЗ-61-73 (около 200 шт.) Ещё для нужд фронта было произведено некоторое количество тягачей 57-мм противотанковых пушек. Двигатель 11-73 устанавливался на лёгкие танки и самоходные установки.
Модели М1 и 11-73 открыли две линейки горьковских автомобилей: Победа М20 – Волга и ЗИМ ГАЗ-12 – Чайка.
Первый блин комом – представительский ЗИС
ЗИС-101 – первый советский автомобиль представительского класса. При его проектировании за основу был взят Buick 32-90. Некоторые элементы ходовой части были позаимствованы у Паккарда. Дизайн кузова на деревянном каркасе выполнила американская фирма Budd. Из передовых технологий надо отметить вакуумные усилители тормозов и педали сцепления, двухкамерный карбюратор, термостат, КПП с шестернями постоянного зацепления 2-й и 3-й передачи.
В гараж особого назначения этот автомобиль не попал из-за низкого качества и надежности. Деревянный каркас скрипел, ломались детали двигателя, ходовой части и электрооборудования. Поэтому его назначили для чиновников рангом пониже и всяких артистов, писателей и академиков. Часть машин поступала в такси и скорую помощь. Главные руководители СССР ездили на иномарках вплоть до появления нового ЗИС-110 в 1946 году. Но это уже другая история.
В 1939 г. после учёта замечаний специальной комиссии был изготовлен опытный образец ЗИС-101А с измененной формой маски радиатора. Кроме базовой модели был собран десяток фаэтонов и кабриолетов.
Выдающаяся советская классика ЗИС-Спорт
Особо следует упомянуть родстер ЗИС-101А-Спорт, спроектированный в 1939 году группой молодых специалистов. Выдающимся дизайном, опередившим мировые тенденции, этот автомобиль обязан талантливому дизайнеру Валентину Росткову. Отличительная его черта – широкие передние крылья, спрятанные в них фары и заходящая на крылья фальш-решётка радиатора. Подобный дизайн прослеживается на автомобилях Cadillac лишь в 1941 году. Шильдик на кожухе радиатора: «ХХ лет ВЛКСМ».
ЗИС-101А-Спорт был построен только в одном экземпляре. В 1940 году он установил неофициальный рекорд скорости СССР 162,5 км/ч. Слово «Спорт» в названии модели вполне уместно. Обычные автомобили того времени не могли похвастать такой скоростью.
Начавшаяся война поставила крест на представительских автомобилях и на спорте. Заводы перешли на выпуск военной продукции.
Заключение
Ретро автомобили приобретают всё большую популярность как во всём мире, так и в России. Многие из них становятся предметами коллекционирования, находясь в публичных музеях или приватных собраниях.
Чтобы иметь коллекционную стоимость, автомобиль должен находиться в оригинальном исправном состоянии или быть восстановленным с использованием оригинальных деталей. Цена такого автомобиля тем выше, чем он старше и чем меньше была его серия. На Российском рынке лимузин ЗиЛ-4104 1980 г. предлагается за 7 400 000 рублей. На кабриолет 1985 года начальная цена значительно выше – 25 миллионов из-за его малого количества. А за ЗиС-110 1945-го года просят 35 миллионов рублей.
Кроме того, есть культовые ретро автомобили, цены на которые достигают заоблачных высот. Так, Ferrari-250GTO 1962 года был продан на аукционе в 1990 году за 59 940 000 французских франков (Это 15 миллионов тогдашних долларов). Для сравнения: цены на современные Ferrari начинаются от 150 000 евро.
Если Вам понравилась статья про ретро автомобили, поделитесь ею. Задавайте вопросы, пишите комментарии.