Шоанинский храм Карачаево-Черкесии

Шоанинский храм Карачаево-Черкесии 1000 лет истории

 Шоанинский храм Карачаево-Черкесии, наряду с Сентинским и Зеленчукскими храмами, являются самыми древними на территории России. Они были возведены в Х веке на земле, которая входила в то время в состав Аланского государства.

Шоанинский храм Карачаево-Черкесии

Где находится Шоанинский храм Карачаево-Черкесии

село Коста Хетагурова
Вид на село с горы Шоана

      Шоанинсий храм построен в конце Х века на горе Шоана (1232 м н.у.м.) над рекой Кубанью возле села Имени Коста Хетагурова. Это село находится сразу за городом Карачаевском, если ехать в Черкесск. Село названо в честь осетинского поэта Коста Хетагурова (1859-1906), основоположника осетинского литературного языка.

Село было основано в 1870 году выходцами из Осетии, в числе которых был и отец поэта, Леван Хетагуров, поручик Русской армии, участник Крымской и Русско-Турецкой 1877-78 гг. войны. По некоторым сведениям он даже был организатором переселения. До 1939 года село называлось Георгиевско-Осетинское по имени храма на горе. Сейчас в нём проживают и осетины и карачаевцы. Коста Хетагуров умер в этом селе в доме отца. У него была трудная жизнь и пышные похороны при перезахоронении во Владикавказе в 1906 г.

Шоанинский храм Карачаево-Черкесии действующий и открыт для посещения. Из села есть дорога к храму, доступная для микроавтобусов. Сначала асфальт, потом камень. От стоянки к храму надо подняться метров на 50. На наиболее крутом участке устроена лестница из бетона со стальными ограждениями. Ставить храмы высоко на горе – давняя кавказская традиция. Таков Сентинский храм в Карачаево-Черкесии, храм Джвари в Мцхете.

Шоанинский храм Карачаево-Черкесии - dbl c .uj-pfgflf
Путь к храму

      Гора Шоана в верхней части имеет гребень. Храм стоит на этом гребне немного ниже вершины. На самой вершине ничего поставить нельзя. На гребне ниже вершины есть небольшое повышение. Вот на нём и стоит храм, причём стоит он не на плоском месте, а на косогоре. Поэтому западная стена выложена на высоком цоколе из камня. Посредине цоколя устроен контрфорс. Западная и восточная стена выходят на обрыв. Так близко к обрыву, что пройти под стенами нельзя. Люди, поднимаясь по дорожке, проходят под западной стеной, поднимаются на седловину гребня и подходят к храму с севера.

Шоанинский храм Карачаево-Черкесии - Храм на гребне
Храм стоит на гребне

Архитектура храма

     Шоанинский храм Карачаево-Черкесии имеет крестово-купольную конструкцию византийского стиля с особенным кавказским акцентом. Материал храма песчаник. План близок к квадрату без учёта притворов с севера и с юга. Длина храма 12,9 м, ширина без притворов 8,9 м, высота равна длине. На восточной стороне устроены три полуциркульных апсиды. Апсиды высокие, под перекрытие. В центральной апсиде 3 окна, в боковых по одному.

Фасады щипцовые. Ветви креста перекрыты двухскатной крышей. Угловые части здания понижены и перекрыты с наклоном к северу или к югу. Барабан купола восьмигранный снаружи, установлен на низком четверике. На каждой грани барабана по одному окну. Перекрытие купола также восьмигранное. Все перекрытия современные.

Окна узкие арочные. Арки окон выдолблены в камне. На щипцах в верхней части под двускатной крышей по три окна. Среднее расположено выше боковых. По два окна на каждом из трёх фасадов расположены ниже и ближе к углам. На западной стене под наклонными перекрытиями ещё по одному меньшего размера, а по оси фасада устроен дверной проём, перекрытый каменной балкой, и дверь. Но выйти из неё никуда нельзя. Возможно, раньше здесь был балкон или галерея.  

С севера и с юга устроены притворы также с щипцовыми фасадами и двухскатной крышей. На фасаде южного притвора дверной проём, перекрытый каменной балкой. С северной стороны вместо двери устроено широкое окно. Над этим окном, над дверью южного притвора и над дверью на западной стене устроены полуциркульные окна. Своды окон сложены камнями на клин. Ещё есть прямоугольное широкое окно в боковой стене южного притвора. Северная стена притвора стоит на высоком цоколе, в котором есть прямоугольный проём вровень с почвой. Вход в храм устроен с восточной стороны северного притвора.

Декор храма минимальный – только слепые арки на гранях барабана над окнами, выделенные камнем красного цвета и выступающим за плоскость стены антрвольтом. Стены основного объёма, барабана и притворов оканчиваются небольшим карнизом. Апсиды и поверхности барабана и притворов с восточной стороны побелены.

Интерьер храма

Организация внутреннего пространства обычная для крестово-купольного здания. Купол внутри полусферический на цилиндрическом барабане и опирается на паруса и подпружные арки, перекинутые по четырём столбам квадратного сечения. Арки выложены из плинфы. Своды креста, угловых частей и притворов цилиндрические. Какой-либо декор отсутствует. Храм невелик. Размеры внутреннего пространства метров 8-10.

    Неумелые реставраторы срубили штукатурку внутри здания. В результате открылись росписи раннего времени по обмазке. К сожалению, на большой площади эта обмазка также оказалась сколота, и росписи сохранились лишь фрагментарно. «Реставраторы» хотели побелить внутренние поверхности, но жители Карачаево-Черкесии воспротивились этому. На стенах, на столбах и в простенке окон в алтаре висят иконы. Перед алтарём на столике лежит Евангелие. Есть вешалка. На барабане купола «граффити» кириллицей, оставленные людьми, стремящимися повсюду увековечить свои имена.

Территория возле храма

      Через южную дверь храма можно выйти на гребень и пройти в беседку-звонницу. Гребень настолько узкий, что дорожка огорожена стальными леерами. Через расщелину проложен мостик. В звоннице подвешен небольшой колокол. С храмовой горы открывается отличный вид в долину реки Кубань. На восточном склоне торчит конусообразная скала. На вершине её установлен крест.

       В XVIII-XIX веках на горе был монастырь. От него остались постройки в разной степени разрушения. Один корпус стоит без перекрытия. У других сохранилась одна или две стены, у третьих только фундамент. У Юго-западного угла храма на косогоре наблюдаются руины какой-то постройки, стоящей со смещением на юг и на запад относительно храма.

Входящих на территорию при храме встречает скала с установленной на ней плитой, вероятно, из искусственного камня чёрно-белых цветов. На плите изображён седобородый всадник в доспехах и развевающейся бурке, на белом коне о трёх ногах летящий над горами. Под рисунком подпись белым по чёрному:

УАСТЫРДЖИЙЫ ФАЕДЗАЕХСТУ!

ДА ПОМОЖЕТ ВАМ СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ!

Уастырджи – это особо почитаемое божество осетинской мифологии. В его честь отмечается праздник по окончании полевых работ. Обращение к Уастырджи есть в гимне Осетии. В настоящее время имя Уастырджи связывается с именем Святого Георгия.

Туристы, посетившие Шоанинский храм Карачаево-Черкесии, могут отдохнуть на оборудованной недалеко от храма площадке. Там есть длинный стол и скамьи под навесом.

Сентинский храм

Дорога к храму

      Сентинский храм стоит на горе над рекой Теберда у селения Нижняя Теберда. Из Домбая надо ехать 47 км до нижней Теберды, затем по мосту переехать на левый берег реки Теберды. Там стоят в ожидании пассажиров внедорожники для доставки к Сентинскому храму. Но неплохо и пешком пройти. Всего 3 км подняться вверх по грунтовой дороге на 200 м. Здесь в открытой долине на высоте 1300 м температура значительно выше, чем в Домбае, однако в 10 утра ещё не жарко.

       Внизу течёт Теберда, то разливаясь широко и оставляя множество отмелей и островов, то сужаясь под натиском гор.

Высоко на горе виден храм. Сначала дорога уходит от него, потом поворачивает на 180 градусов и, приспосабливаясь к рельефу, забирается вверх по склону. По сторонам растёт мелкий лес. Из леса выступают скалы, сложенные слоистой породой.

После очередного поворота хорошо виден храм на горе. Он стоит на краю горы, но не на самой вершине. Дорога продолжается. Чем выше, тем труднее проходима она для транспорта.

     Потратив на дорогу час, мы подошли к храму. Территория огорожена железным заборчиком из прутка. Горная дорога, огибая скалу, уходит дальше, а мы, войдя в калитку, поднимаемся на гору.

  Тут открываются такие прекрасные виды на реку Теберду, что нельзя не остановиться. Вот и тысячелетний храм. Он удачно смотрится с этой точки, немного сверху.

Архитектура храма

       Сентинский храм представляет собой образец крестово-купольного сооружения византийского стиля с незаполненными угловыми частями. В плане он образует греческий крест, имеющий ветви равной длины. Длина здания по оси север — юг равна 8 метрам без притворов, высота 10 метров. Дата постройки 965 год определена по надписи на греческом языке, оставленной строителями. Собор сложен из песчаника.

На восточной стороне имеется единственная апсида, сильно выступающая вперёд, высотой вровень с основным объёмом. Приблизительно на средине высоты прорезаны три арочных окна. По остальным сторонам пристроены притворы. Существующие притворы, выложенные на ранних основаниях в конце XIX века, снабжены полуциркульными фронтонами. Своды обвалились. В притворах выполнены дверные проёмы, перекрытые каменными балками, в западном притворе по оси, в остальных на боковой западной стене. Над дверными проёмами устроены полуциркульные окна в ширину проёма. Своды их выложены из камня.

        Фасады основного объёма щипцовые. Перекрытия двускатные, с некоторым  понижением «конька» к барабану. Узкие арочные окна устроены на оси фасадов под перекрытием, а также в торцевых стенах северного и южного притворов и в боковых западного. Своды их выложены из плинфы. Барабан купола цилиндрический, имеет 8 окон, оштукатурен и побелен. Арки окон барабана и апсид выдолблены в цельном блоке. Центральная часть купола почти плоская с плавным переходом к прямолинейному конусу. На краях покрытие становится вогнутым и опирается на небольшой карниз.

Покрытие купола и основного объёма сделано из плоской черепицы. Стены основного здания, барабана и притворов оканчиваются небольшим карнизом из плинфы. В основание барабана заложен декоративный поясок из плинфы. Выше этого пояска барабан оштукатурен и побелен. Фрагменты штукатурки присутствуют и на стенах притворов.

Храм бесстолпный. Арки, поддерживающие купол, выложены из плинфы и опираются на стены. Храм был расписан в древнее время. Часть росписей сохранилась. В апсиде хорошо различим св. Николай. Какого времени эти росписи, сказать трудно. За тысячу лет стены не раз белились, обмазывались, штукатурились, штукатурка осыпалась.

Около храма

       На северо-запад от храма есть ещё одна постройка того же времени. Это мавзолей. Очевидно, греческие епископы приготовили его для заслуженных людей. Мавзолей стоит под углом от храма. Может быть, из-за привязки к рельефу. Перекрытие двускатное поросло травой. Стены мавзолея декорированы аркадами. Архивольты простой формы выступают из плоскости стены и опираются на лопатки. На длинной стороне три арки, на короткой две.

История Аланов

История Аланов
П. Гайге. Гунны сражаются с аланами

Аланы в древнее время

       Чтобы понять возникновение христианских храмов на северном Кавказе, надо обратиться к истории аланов – ираноязычного народа сарматского происхождения. В первые века аланы обитали на территории от Южного Урала до Нижнего Днепра. Они занимались кочевым скотоводством и были отважные воины.

К IV веку у них закладываются основы государства. Они проводят активную политику, заключают союзы с закавказскими правителями. Аланы долгие века контролировали проход через Дарьяльское ущелье. Это ущелье реки Терек в месте, где река прорезает Главный Кавказский хребет. В древности этот проход называли Аланскими воротами. Там проходило ответвление Великого Шёлкового пути, наиболее доступный путь из Закавказья на равнину. В XIX веке по ущелью проложена Военная Грузинская дорога, связавшая Россию и Грузию. 

Пришедшие в эти степи в конце IV века гунны раскололи аланов и увлекли их с собой на запад. Там Аланы присоединились к вандалам, прошли с ними континент, кое-чему научив европейцев, и так же, как вандалы, исчезли из истории. Не все аланы ушли с гуннами. Оставшиеся, несмотря на зависимость от гуннов, сохранили своё военно-политическое значение. Вероятно, с этого времени у них наметился переход к оседлости из-за уменьшения территории обитания.

В VII веке аланы заключают военный союз с хазарами и подчиняются им. Необходимость союза была обусловлена новой угрозой, исходившей от арабов. Арабы установили контроль над Закавказьем и в течение VII-VIII веков несколько раз проходили через Аланские ворота. Но закрепиться на Севере им не удалось. В дальнейшем они были и из Закавказья изгнаны не без участия алан. Однако и аланы, и хазары вышли ослабленными из этого противостояния. Многие аланы, спасаясь от тягот войны, переселились в Крым и на Дон. Хазарский каганат вообще перестал существовать, рухнув под ударами Киевской Руси в Х веке.

Алания независимая

Дарьяльское ущелье
Р. Г. Судковский. Дарьяльское ущелье. 1884 г.

Алания стала независимым государством. Территория этого государства простиралась с запада на восток от Адыгеи до реки Аргун, на юге до кавказских гор, включая Дарьяльский проход. На севере соседями алан были половцы, пришедшие на смену хазарам. С половцами аланы наладили союзнические отношения. К этому времени аланы перешли к оседлой жизни. Они имели торговые и культурные связи с государствами Закавказья, Ираном, Византийской империей и Русью. Грузинские цари и русские князья брали в жёны аланских принцесс.

Аланы издавна имели контакт с христианскими странами: Византией, Грузией, Абхазией, Арменией. В 915 году произошло официальное принятие христианства аланским царём. Начинается строительство храмов. Устанавливаются дружественные отношения с Грузией. Аланы помогают грузинам отражать мусульманскую агрессию, нанимаются к византийским императорам для борьбы с турками-сельджуками.

Конец Алании

       В 1222 Монголы прошли из Закавказья через перевалы и обрушились на Аланов. Аланы сражались, но союзники половцы предали их, как они предали и русских в следующем году. В 1238 году монголы опять пришли, на этот раз с севера. Аланы не могли оказать сопротивления, и государство Алания перестало существовать. Аланы пошли на службу к монголам или переселялись в горы.

Окончательный удар аланам нанёс в конце XIV века азиатский завоеватель Тимур. Аланы сражались против Тимура в войске хана Золотой орды Тохтамыша. Тимур победил Тохтамыша и загнал алан ещё выше в горы. Опустевшую равнину заняли черкесы и кабардинцы.

Дальнейшая судьба алан

        В горах аланы ассимилировались с местными кавказскими племенами. В наибольшей степени восприняли культуру и язык аланов осетины. Даже в названии республики есть слово Алания. Сохранилось и христианство.

Жизнь в горах сосредотачивается по ущельям. Напрямую расстояние от одного селения до другого может быть невелико, но их разделяют горы. Поэтому сообщение затруднено. Так и получилось, что соседние с осетинами народы – балкарцы и карачаевцы, в этногенезе которых также приняли участие аланы, стали говорить на языке тюркской группы. Может быть, некоторое количество половцев и булгар пришло в горы вместе с аланами. После падения Византийской империи и распространения турок по черноморскому побережью многие народы, включая балкарцев и карачаевцев, приняли ислам.

Заключение

        Шоанинский храм находится под присмотром, в нем изредка проходят службы, и он открыт для посещения. По крайней мере, снаружи он имеет приличный вид. Квалифицированные реставраторы, возможно, могли бы открыть древние росписи.

       Этого нельзя сказать о Сентинском храме. Сентинский храм находится в запустении и потихоньку разваливается. Новые вандалы расписали стены храма и купол изнутри и снаружи. Не щадя древние фрески, мазали краской, процарапывали по штукатурке. Храм требует научной реставрации и охраны.

         Сентинский храм и Шоанинский храм Карачаево-Черкесии являются  уникальными памятниками византийско-кавказского стиля на территории России. Это старейшие в России храмы. Им более 1000 лет. Если бы такие храмы стояли где-нибудь в Риме или во Флоренции, они были бы взяты под охрану государства и бережно сохранялись. 

Если Вам понравилась статья про Сентинский и Шоанинский храм Карачаево-Черкесии,  поделитесь ею. Задавайте вопросы, пишите комментарии.

Вам может понравиться

1 комментарий к “Шоанинский храм Карачаево-Черкесии 1000 лет истории”

  1. Татьяна

    Не питая уважения к культуре иных народов, возможно ли уповать на уважение к «своей» культуре?.. Вопрос из разряда риторических? Отнюдь.
    Повествование о тысячелетних храмах Карачаево-Черкесии и видеоряд вызывают глубокое уважение к древней культуре Кавказа. Духовной стороне бытия народов, его населяющих. Недоступно-суровы вершины Кавказа. Много усилий надобно для достижения их пиков. Подняться на высоты духовной жизни — те ли ещё усилия?.. Трудной горной тропой восходя к храму, возведённому праотцами, путники вольно-невольно очищались от «скверны»…
    Однако «недогляд» за сохранением культурного наследия ощутим и тревожен! «Если бы такие храмы стояли где-нибудь в Риме или Флоренции, — взывает автор,— они были бы взяты под охрану государства и бережно сохранялись». Солидарна с его мнением! Следовать благим примерам не грешно!
    Благодарна автору и за подробное описание архитектуры, истории древних сооружений, истории Алании. За позицию просветителя.

Комментарии закрыты.

Top
Прокрутить вверх
Пролистать наверх