Акташский ретранслятор – это неофициальное название высоты 3035 м в Курайском хребте, на восток от Акташа. На ней действительно расположен ретранслятор радиорелейной связи. Местные проводники-водители возят туда туристов посмотреть с высоты на алтайские горы. Туроператоры включают поездку на ретранслятор в свои маршруты.
Содержание
Гейзерное озеро и Курайская степь
Акташ – село в Улаганском районе, лежащее у реки Чибитка, правом притоке Чуи. На тюркских языках ак значит белый, таш — камень. В районе Акташа Катунь делает изгиб на юг, и Чуйский тракт отдаляется от неё на расстояние до 8 км. На участке протяжённостью 20 км от устья Чибитки он проходит по рекам Чибитке и Мёнке. Вдоль Катуни есть грунтовая дорога или тропа. Вероятно, это старый Чуйский тракт. Из Акташа местные водители-гиды возят туристов на Ретранслятор, на Гейзерное озеро, на «Марсианские горы», к ледникам Северо-Чуйского хребта, на Красные ворота и перевал Кату-Ярык.
По плану мы должны были приехать в Акташ накануне вечером, но из-за задержки в Баранголе приехали в Акташ на следующий день после обеда. Закинули вещи в гостиницу и отправились дальше по Чуйскому тракту.
В пяти км за Акташем есть Гейзерное озеро. Со дна его бьют ключи и выбрасывают голубую глину, которая кругами расходится по воде. Ключи бьют не постоянно, поэтому рисунок на поверхности меняется. Отсюда уже виден Северо-Чуйский хребет. Он находится на Юг от Чуи. Ориентиром для проезда к озеру служит турбаза и парковка справа от дороги. От дороги к озеру идти 500 м, пересекая речку Мёнку, левый приток Чибитки. Берега её заболочены, поэтому для прохода к озеру проложены мостки.
В 12 км от Акташа опять встречаемся с Чуей, которая здесь особенно извилиста. Урез воды в этом месте 1426 м. Дорога идёт по бомам. Бомами на Алтае называют узкие террасы высоко над рекой, вырубленные в скале или естественные, по которым проложена дорога. Виды открываются красивейшие. Жаль, остановиться нигде нельзя. Обочин нет.
Въезжаем в Кош-Агачский район. Чуйский тракт снова отклоняется от Чуи, выходя на плато. За селом Курай начинается Курайская степь. Жёлто-зелёная холмистая степь с редкими островками елей, а над холмами поднимаются четырёхтысячники Северо-Чуйского хребта. Останавливаемся около 840-го километра Чуйского тракта для фотосессии и отдыха.
Марс Горного Алтая
864-й километр (72-74 км от Акташа) — конечная точка нашего пути по Чуйскому тракту. Урез воды в Чуе – 1724 м. Сворачиваем направо и по мосту переезжаем через Чую, едем дальше по грунтовке 5 км, по пути переезжая вброд какую-то речку. Останавливаемся в ложке. Дальше по плану пешая прогулка 2 км на «Марсианские горы». Все вышли из автобуса, поднялись на пригорок. Идём на Алтайский Марс. Так и на картах написано. Дорога вполне нормальная.
Марс – это горы из красной и жёлтой глины, лишённые растительности. Здесь самая южная точка нашего маршрута 50°5’ северной широты. У подножья устроена небольшая турбаза с буфетом и баней. Речка течёт. Поднялись на эти горы. На горизонте стоят снежные вершины. Спустились, выпили травяного чаю в буфете. Травяные чаи очень распространены на Алтае. Площадок под названием Марс две: Марс-1 и Марс-2 в 4-х км от первого. По словам местных людей на втором Марсе виды интереснее, но дорога туда хуже, не на всякой машине проедешь.
Нагулявшись, вернулись к машине и доехали назад без приключений. Отужинали там же, где обедали. Наградой была гостиница, лучшая за всю поездку по Горному Алтаю. Это не гостевой дом, не домики на турбазе, а настоящая гостиница. Двухэтажное здание, построенное специально под гостиницу. На этажах коридоры, по бокам номера. В номерах отопление и даже полотенце. Никто не зудит: снимайте обувь. Удобства на этаже, не на улице(!). «Да, удачно вышло, спали мы спокойно». Жаль, что из-за опоздания только одну ночь здесь жили.
Акташский ретранслятор
Дорога на ретранслятор
Вот только поспать долго не удалось, как и пожить в этом прекрасном отеле. По программе Чуйский тракт до Акташа должны были проехать в 4-й день, а в 5-й с утра ехать на «Марс» После обеда предусмотрены дополнительные экскурсии на выбор за дополнительную плату: либо на ретранслятор за 3000 рублей, либо на водопад за 2000. Фактически на «Марс» ездили после обеда, и ни о каких допах в тот день уже речи быть не могло. А сегодня по плану надо выезжать в долину Чулышмана, дорога не очень дальняя, но долгая. Но и программу надо выполнять. Поэтому на ретранслятор выехали в 5 утра. Тоже неплохо получилось, встретили рассвет на вершине.
Для осуществления поездки были приглашены местные водители-проводники со своими машинами УАЗ-Патриот. Я в темноте не разобрал, что за машина, и когда залез в салон, принял за иномарку. По словам водителя, только такие машины выдерживают дорогу на ретранслятор, а лэнд-крузеры и рэйндж-роверы быстро разваливаются. На этот раз мне досталось хорошее место — на переднем сиденье рядом с водителем. Ехали двумя машинами. Когда уже были на горе, подъехали ещё такие же машины с другими людьми. Водитель – мужчина лет 60, раньше работал инженером связи, сейчас держит базу отдыха и возит туристов в горы, на ледники, и везде, куда пожелают.
Ехали вдоль рек Чибитки и Корумдуайры 15 км около часа. На последнем снимке видна какая-то из этих речек. Набор высоты приблизительно1400-1600 м. Дорога каменистая, в хорошем состоянии не поддерживается. Разливающиеся по весне реки размывают её. Местами крупные валуны выпирают из дороги. Но всё хорошо прошло. Не трясло. Водитель Василий своё дело знает. Он рассказал много интересного и по географии, и по недавней истории.
Акташский ретранслятор — рассвет на вершине
Приехали в начале седьмого часа. Темно. Лишь на востоке небо подсвечивается. Самая вершина горы скалистая. Подле вершины есть небольшое плато, засыпанное снегом. На нём установлена вышка радиорелейной связи.
Постепенно менялось освещение, становилось светлее, изменялись цвета на небе и на земле. Освещение своеобразное. Вершины гор белые, а в долине темно ещё. Цвета на снимках не точно переданы. Ну уж как получилось. И гора, и виды с неё, конечно, впечатляют. 50 минут там были, замёрзли. В долине днём тепло, даже на высоте 1200 м. А на вершине снег лежит и ветер дует. Температура -10 градусов. Широта, между прочим, 50°20’, на календаре 8 сентября.
Заброшенный комбинат киновари
В семь часов тронулись вниз. По дороге остановились у развалин. Здесь был комбинат по добыче киновари и выплавке из неё ртути. Дорога на гору была построена ради комбината. Посёлок Акташ жил этим комбинатом. Когда начались «реформы», гг. Чубайс, Гайдар и Ко решили, что Россия – миролюбивое государство, и ртуть ему не нужна. Производство ртути было закрыто.
Руководство комбината попыталось продавать киноварь другому заводу, но там сказали, что им дешевле добывать сырьё из отвалов. Прошло время. Отвалы переработали и обратились на этот комбинат. Но было поздно. Комбинат уже не работал. Оборудование распродали, чтобы рассчитаться с долгами по зарплате. Шахту законсервировали.
Ещё один блестящий ход приватизаторов 90-х годов: Если киноварь не нужна, надо продать месторождение. И продали испанцам (не это, другое, на этом ничего не добывается). Потом оказалось, что ртуть всё-таки нужна. Теперь покупают киноварь со своего же месторождения у испанцев. На снимке вверху виден вход в шахту и разрушающиеся корпуса. Это всё записано со слов гида Василия.
Следующие снимки дают представление о дороге на ретранслятор. Сделаны они на обратном пути, по направлению в долину. Первый возле комбината, второй ниже. На втором снимке слева от дороги маленькая речка видна. Весной или после дождей она превращается в бурный поток, размывающий дорогу.
Спустились в долину, совсем рассвело. Позавтракали, погрузились и поехали. Нас ждал Улаган.
Заключение
Большое впечатление от экскурсий из Акташа оставила поездка по Чуйскому тракту по бомам над Чуей. Великолепные виды на долину реки и на горы Северо-Чуйского хребта. Представляют интерес «Марсианские горы» Горного Алтая и гейзерное озеро. Ну и поездка на Акташский ретранслятор не забудется. Если Вам понравилась статья, поделитесь ею. Задавайте вопросы, пишите комментарии.
Как описать словами горы красоты невероятной, причудливой! К тому же в разное время суток?! Спасибо за фотоснимки, за видео.
Какая красота!!! Спасибо за показ и рассказ столь прекрасных уголков нашей планеты!
Строгая красота, не тронутая человеком!