Каракольские озёра Горного Алтая – это 7 озёр ледникового происхождения в горах Чемальского района. Автор реально прошёл маршрут к этим озёрам в рамках тура по Горному Алтаю и предлагает вашему вниманию его описание.
Содержание
Каракольские озёра — где и что это?
Каракольские озёра Горного Алтая находятся на западной стороне хребта Иолго. Хребет водораздельный. На запад от него лежит бассейн Катуни, на восток — Бии. Озёра располагаются каскадами в чашах, оставленных ледником. Первым считается самое высокое озеро. Оно находится на высоте 2100 метров. Перепад высоты между 1-м и 7-м озером 280 м. От 5-ого до 7-ого озера перепад небольшой – метров 10-15. Расстояние от 7-ого озера до первого озера около 3 км. Самое большое озеро – пятое. Размеры его 440 на 350 метров. Именно от него начинается маршрут. Максимальная глубина в озёрах 10 м.
Из верхних озёр вода переливается в нижние. Относительно крупный поток водопадом сливается из первого озера в третье. Но в сентябре он мельчает или иссякает. Из 2-ого и 3-его озёр вода перетекает в 4-е и далее последовательно в 5-е, 6-е и 7-е. Из 7-ого озера вытекает река Тура, впадающая в Каракол, приток Элекмонара. Элекмонар впадает в Катунь. Питание озёр водой с гор дождевое и снеговое.
Нижние озёра окружены кедровыми лесами. По берегам 4-ого озера ещё растут деревья, а выше идут альпийские луга. Первое озеро лежит в горной тундре.
Поездка на Каракольские озёра Горного Алтая
Элекмонар, посадка в машины
Утром рано выехали из Чемала и приехали в посёлок Элекмонар, 8-10 км на север от Чемала вдоль Катуни по Чемальскому тракту. Там на площадке стояли автомобили ГАЗ-66 и УАЗ. Очень распространённые на Горном Алтае машины. УАЗы не «буханки», а четырёхдверные с двумя рядами сидений. Есть со стальной крышей, есть с брезентовым верхом. Всё модели прошлых лет. Газ-66 машина не очень комфортабельная, но по проходимости и неприхотливости равных не имеет. Выпускалась с 1964 года 35 лет.
Каждое утро в 6:30 или 7 часов машины отправляются на озёра. Едут туристические группы и отдельные люди, купившие поездку непосредственно у организатора этих поездок. Цена путёвки 3000 рублей. Ни одной посторонней машины я там не видел. Не разрешено или не рискуют на своих. Женщина-распорядитель рассадила всех по машинам. В нашу машину, кроме группы сели ещё парочка и двое местных. Местные ехали по своим делам.
Машина устроена так. На платформе закреплены сиденья типа автобусных в несколько рядов. Первый ряд спиной к кабине. Туда я и уселся. Хоть здесь «хорошее» место занял. Кто сзади устроился, большую часть дороги ехал стоя из-за тряски, держась за дуги от тента. Кто сидел, тоже держались за что-нибудь. Расслабиться нельзя. Расслабился на секунду и в следующую секунду полетишь по кузову.
В Элекмонаре наш гид Василий (все имена изменены) передал нас другому гиду, Александру, человеку 25 лет. Он более 100 раз ездил на озёра, устал и перешёл на сплав. Теперь на озёра ездит изредка. Он кое-что рассказал и водил по озёрам.
25 км за 2 часа
Первую часть дороги ехали под тентом – было холодно. Чувствую, что выхлопные газы пробиваются под тент. Но так как задняя часть открыта, никто не угорел.
Дорога на озёра идёт вдоль реки Элекмонар и её притока Каракола. 20 раз пресекает эти реки, сначала по мосткам, а потом вброд. Дорога состоит из двух частей. Первая часть – 25 км до «подножья» преодолевается за 2 часа. Не знаю, на какой высоте это подножье, но течение рек, вдоль которых идёт дорога, весьма бурное. Дорога из посёлка первые несколько километров ещё терпима, потом камни, колеи, броды. Трясёт хуже, чем на Ольхоне. Да на Ольхоне поездки были самое большее на полчаса без перерыва.
В каком-то месте выехали на небольшое плато. Там почву не смывает с камней, и после дождя образовалась грязь и глубокие колеи. Наша машина ехала 4-ой. Долго усаживались. И то ли передние разбили колею, то ли водитель что-то сделал неправильно и посадил машину намертво на мосты. Связи здесь нет. Хорошо, что сзади шла ещё одна машина. Водитель объехал это место по кустам, и с помощью лебёдки и второй машины мы, к облегчению всех пассажиров, выехали из этого места. Дальше участок грязи продолжался с некоторым подъёмом на повороте. Теперь тот забуксовал, который нас вытаскивал, и наш помогал ему выехать.
Так, минут на 20 задержавшись, к 9 часам мы прибыли к «подножью», как местные называют. У подножья привал. Иначе это место называется ещё «урочище Каракол». Там есть торговля пирожками и последний цивильный туалет, т.е. досчатая будка над ямой. По альтиметру набор высоты от посёлка Элекмонар составил 420 м. Урез воды в Катуни в районе Элекмонара 390 м. Отсюда высота подножья над уровнем моря будет 820-840 метров.
1000 метров вверх за 2 часа на Каракольские озёра
Солнце поднялось, стало теплее, и после небольшой дискуссии разум возобладал, и тент свернули. Причём сами водители предложили убрать тенты. Теперь вокруг видно будет, а не только в задний проём. Вторую часть дороги характеризовали, как более тяжёлую. На дистанции 8 км набор высоты составляет 1 км. По словам местных людей автомобили-вездеходы преодолевают её за полтора часа. По факту получилось 2 часа. Но мне она показалась легче. Скорость меньше, трясёт и болтает меньше.
В действительности эта часть сложнее для проезда, чем первая. Под колёсами камни и большие валуны. Это не дорога, а тропа. То ли вода с гор текла и размыла дорогу, то ли вдоль потока воды проложили колею. В некоторых местах одна колея от другой по высоте на полметра ниже. Машина так кренится, что сидящие у борта срывают бруснику. И это при высоте борта 2 метра. Здесь уже растут кедры.
В 11:40 мы прибыли на место и выгрузились. Площадку окружают высокие ели, пихты. Земля местами припорошена снегом. На первом фото запечатлён наш транспорт. Следующий снимок демонстрирует хребет, возвышающийся над озёрами. В правом верхнем углу ложбина, засыпанная снегом. Говорят, это ледник стекает во второе озеро. Сомнительно, чтобы на высоте 2200 м был ледник. В сентябре земля лишь прикрыта снегом. Летом снег может выпасть, потом растает. Так или иначе, потом мы увидим это место ближе.
Треккинг на Каракольские озёра Горного Алтая
На небольшом совещании было принято верное решение обедать после похода. В 12 часов выдвинулись. Прошли по тропинке между деревьев через небольшой бугорок. И тут открылось Пятое озеро во всей своей красоте. Оно самое большое. На берегу расположена турбаза. Летом, наверное, здесь хорошо. Сейчас же как-то тоскливо делается, если представить, что будешь ночевать на этой базе. Электричества нет. Отопления нет. А в эту пору без отопления не то что в горах, а и в долине холодно.
Спустились к озеру. Перебрались по камням через ручей, соединяющий 4-е и 5-е озеро. Здесь была первая жертва. Женщина 60 ±5 поскользнулась, упала, ушибла колено, дальше решила не ходить. Остальные мужественно преодолевали путь по усеянной камнями тропинке. На втором снимке опять видно сток с гор во 2-е озеро. Он ещё на многих снимках будет, всё ближе и ближе.
Переход от 5-ого озера до 4-ого самый длинный – 900 метров. 4-е озеро лежит в окружении лесов, а над восточным берегом поднимается заснеженный хребет Иолго. Покрытый снегом распадок на первом снимке спускается ко 2-ому озеру. Обходим 4-е озеро по западному берегу. Тропа проложена по камням среди леса. Справа скальный выход.
Подходим к третьему озеру. Здесь уже Альпийские луга. Восточный берег ещё круче поднимается от озера. От 3-го до 2-ого озера расстояние 150 м. 2-е, 3-е и 4-е озера лежат под склоном хребта цепочкой. А первое озеро находится на восток от 2-ого и выше метров на 100. На 1-е озеро группа решила не ходить. Снизу это озеро не видать. Оно спряталось в чаше между гор на высоте 2100 м. Видно только водопад, стекающий из 1-ого озера в третье. Выше на высоте 2200 м ложбина в горной гряде, присутствующая на многих снимках.
Обратный путь
Идём назад той же дорогой. Парнишка проводник другой группы несётся вниз, прыгая по камням. А вот он помогает женщине переправиться через ручей. От ручья до 2-ого озера 1900 м по карте. Обратно это расстояние прошли быстрее, ровно за час. У ручья низшая точка нашего похода. Набор высоты до 2-ого озера по моей оценке 100-150 м. От ручья до стоянки ещё 20 минут. Всего прошли от стоянки до 2-ого озера и назад до 5 км, затратив немногим больше трёх часов. По сравнению с тем, что ждало нас дальше на Горном Алтае, это была лёгкая прогулка.
Время – три часа пополудни. Пообедали, чем послал гид Василий. Разогреть, естественно негде. После обеда, кто хотел, пошли на 6-е и 7-е озеро самостоятельно. Метров 500 идти до 6-го. Участок почти горизонтальный. Через луг в низких берегах течёт ручей, соединяющий 5-е и 6-е озеро. Берег 6-го озера с одной стороны луговой, с другой – лесной, также равнинный. На восточном берегу поросшие лесом зелёные холмы, а за ними снежные горы. Сентябрь добавляет в палитру жёлтой и красной краски.
Между тем день клонится к вечеру. Уже пятый час. Пора в обратный путь. На митинге по вопросу постановки тента победила партия тех, кто хотел наслаждаться свободой. Лучше пусть будет холодно, чем дышать выхлопными газами. Да и по сторонам глядеть интересно. Назад ехали быстрее. Горная тайга сменилась лиственным лесом, который как-то весело смотрится в лучах заходящего солнца.
Заключение
В восьмом часу были в Элекмонаре. Гид Василий встречал. Некоторые члены команды после этой поездки были в таком стрессе, который без вина не могли пережить. Поэтому остановились у магазина. Пока там стояли, стемнело. День удался. Маршрут на Каракольские озёра Горного Алтая пройден!
Если Вам понравилась статья про Каракольские озёра Горного Алтая, поделитесь ею. Задавайте вопросы, пишите комментарии.
Просто не может не понравиться! Изумительно красивые фотоснимки: и содержанием, и формой (композиционно). Красота природы: то суровая, то лиричная.
Несмотря на сдержанную манеру повествования, представляешь преодоленные «тяготы» путешествия и проникаешься еще большим уважением к автору. А главное, за осуществлённое желание поделиться увиденным с теми, кто зажжётся тягой к путешествиям, и с теми, кто не может отправиться в дальний путь. Благодарю!