Перевал Кату-Ярык Горного Алтая

Перевал Кату-Ярык Горного Алтая – захватывающие виды

Перевал Кату-Ярык Горного Алтая – это место на краю глубокого, 600 м глубиной, ущелья реки Чулышман в 100 км от села Ак-Таш по Улаганскому тракту. Виды с перевала поражают своей красотой. С перевала проложена каменистая дорога в ущелье — единственный доступный для автомобилей проход к южному берегу Телецкого озера.

Красные ворота и Улаганский перевал

Красные Ворота
Красные ворота

Утром мы выехали из Ак-Таша уже не на Чуйский тракт, а на Улаганский. Путь наш лежал вдоль реки Чибитки в долину реки Чулышман, в общем направлении на северо-восток. В 8 км от Ак-Таша находится ещё одно примечательное место, называемое «Красные ворота». «Красные», потому что содержат киноварь, дающую скалам красный цвет. Сквозь эти скалы прорублена дорога. Поэтому «ворота». Киноварь вообще часто встречается на Горном Алтае.

Улаганский перевал. Пазырыкские курганы.

Улаганский перевал

 Продолжаем наше путешествие. Красивые всё места. Много озёр. Слева вдоль дороги вытянулось озеро Чейбеккёль в длину почти на 3 километра, а ширина его в самом широком месте не более 400 м. Преодолев за полчаса ещё 20 км, въехали на Улаганский перевал, 2080 м над уровнем моря. В отличие от перевалов Чуйского тракта никакой торговли здесь нет. Зато есть снежные вершины Курайского хребта.

Улаганский тракт это не Чуйский тракт. Дорога узкая, в покрытии есть выбоины и заплатки. За Улаганом вообще нет асфальта. Дорога везде идёт по долинам рек, сначала бассейна Чуи, после перевала бассейна Чулышмана, хоть реки и не всюду видны. Начиная от Усть-Семы, мы постепенно поднимаемся в горы. В реке Кубадру, притоке Башкауса, в 10 км перед Улаганом, урез воды уже 1306 м. Через Башкаус переезжаем в Улагане. С этой рекой мы ещё встретимся.

     В Улагане остановка. Это село — райцентр в 60 км от Ак-Таша и последний пункт цивилизации. Поэтому «купите всё, что вам надо, позвоните, кому надо и запаситесь едой для похода на Учар». Я купил полотенце.

 В 15 километрах от Улагана находятся т. н. Пазырыкские курганы. Это древние могильники. Они раскопаны. Предметы, что в них были, находятся в музеях. Из  подобного кургана в Кош-Агачском районе выкопали «алтайскую принцессу». Это богатое захоронение молодой женщины. По Алтаю ходит такая легенда. Как её выкопали, начались на Алтае природные катаклизмы. То наводнение, то мороз не вовремя ударит и т.п. Шаман посоветовал закопать. Всё прекратилось.

Что за горы на заднем плане, затрудняюсь сказать. Расстояние до тех, что к северо-востоку от Ак-Таша, 30-35 км, но они в стороне. А до тех, что на восток, будет 60 км. Не знаю, можно ли видеть на таком расстоянии.

Едем дальше. Дорога такая, что не разгонишься. Преодолев за 30 минут ещё 15-20 км, делаем остановку, чтобы посмотреть на живописно разлившееся между гор озеро Уч-Кёль.

Перевал Кату-Ярык Горного Алтая

Перевал Кату-Ярык Горного Алтая -спуск в ущелье
Дорога в ущелье. Вид вверх по течению реки.

На перевал Кату-Ярык Горного Алтая мы прибыли после полудня по Улаганскому тракту. С перевала открываются захватывающие виды в долину реки Чулышман, вверх и вниз по течению. Река в этом месте течёт с Ю-В на С-З, а дорога подходит с юга, на перевале поворачивает на юго-восток. Спускаясь с перевала, разворачивается на 180 градусов и идёт вдоль реки вниз по её течению. Расстояние от Ак-Таша 100 км. Вообще говоря, это не перевал. Наивысшая точка дороги находится за несколько километров до Кату-Ярык. Дорога со стороны Улагана идёт по плато, а потом спускается в ущелье. Ущелье глубокое, с высокими крутыми берегами на обеих сторонах.

На перевале стоит халабуда типа придорожной столовой. Гостеприимная алтайская женщина не пустила туда со своей едой, но милостиво разрешила зайти в беседку рядом. После обеда можно было погулять. На фото КЯ01 видны фигурки людей. Они стоят над обрывом. Я тоже подошёл к обрыву и заглянул вниз (фото КЯ02). Внизу течёт река справа налево, и домики кажутся маленькие-маленькие. Пытался оценить глубину ущелья. Думал, метров 200, оказалось 600. Также и с шириной ошибся. До противоположного берега со слов гидов 5 км. Маленькая речка Карасу водопадом срывается с того берега в Чулышман (фото КЯ03).

По высоте сведения противоречивые. Гиды говорили, что от подножия до верхней точки 800 м. В википедии указано 890 м. Но при этом арифметика не сходится. На карте  обозначен урез воды в Чулышмане 599 м в точке на 6-7 км выше по течению от этого места. Высота ближайших вершин – 1600 м. В разных источниках приводится одно и то же число для абсолютной высоты площадки над обрывом: 1200 м н.у.м. Путём несложных подсчётов я и пришёл к относительной высоте 600 м.

перевал Кату-Ярык Горного Алтая - Чулышман вниз
перевал Кату-Ярык Горного Алтая - Утёс

Виды с перевала Кату-Ярык вниз на долину Чулышмана

Строительство дороги на перевал Кату-Ярык Горного Алтая

Перевал Кату-Ярык Горного Алтая - Чулышман вверх
Дорога с перевала. Вид вверх по течению Чулышмана.

До 1989 года автомобильной дороги с перевала Кату-Ярык Горного Алтая в долину Чулышмана не было. Была конная тропа. Дорогу начал строить в 1985 или 86-ом году директор местного совхоза. Сначала работал один совхозный бульдозер, на другой год выделили из ПМК ещё один. А когда дошли до половины, на помощь пришли взрывники. Бульдозеристы так и жили на Кату-Ярыке, пока строили. В 1989 году продолжили строительство дороги ещё на 35 км вдоль Чулышмана до каменных грибов. Каменные грибы – это столбы со шляпками, похожие на грибы, образовавшиеся от выветривания пород. В этом месте долина расширяется, и там построили турбазы. Туда и лежит наш путь. 

В долине Чулышмана какая-то дорога и раньше была. В настоящее время удовлетворительная грунтовая дорога существует до деревни Балыкча. Последние 6-8 км до южной оконечности Телецкого озера представляют собой полевую дорогу. Позднее, в 2011-12 гг. дорогу на спуске немного улучшили, убрали большие камни, расширили в некоторых местах. Также улучшили участок со стороны Улагана от Балыктуюля до Кату-Ярыка протяжённостью 30 км. Тем не менее, состояние этого участка не позволяет мини-автобусу поддерживать среднюю скорость выше 30-40 км/час

Спуск в ущелье Чулышмана

перевал Кату-Ярык Горного Алтая - дорога с перевала
Спуск в ущелье

Насмотревшись на ущелье Чулышмана с перевала Кату-Ярык, в три часа пополудни мы вышли на спуск и через час были внизу (фото КЯ17). Спуск в ущелье производится пешком как в целях безопасности, так и для прогулки. В программе тура указано: пешком 2 км. Я думал, идёшь себе с перевала вниз, приятная короткая прогулка. Оказалось не лёгкая прогулка и не 2, а 5 км, да ещё машины вверх-вниз снуют. Разъехаться встречные машины могут только на поворотах. Дорога серпантином из девяти поворотов уходит вниз. Она настолько крутая, что переднеприводные машины не могут по ней заехать снизу. Колёса буксуют. В литературе приводится величина среднего уклона трассы 18% (не путать с градусами). Но это средний, а максимальный  уклон будет больше. Нужно ещё  учесть, что сцепление колёс с грунтом намного ниже, чем с асфальтом.

Расскажу, какую картину видел, когда уже спустились. Переднеприводный «Фолксваген» испуганно остановился метров за 200 до начала подъёма. Потом нажал на газ и разогнался, насколько позволяла дорога. Машина подпрыгивает, колёса буксуют. Не знаю, как он выехал. У автомобилей с автоматической КПП на гидравлике другая проблема – горят колодки. А старые Жигули едут. Потихоньку, потихоньку карабкаются и заезжают. И уазики-буханки проблем не испытывают ни на спуске, ни на подъёме. К сожалению, не у всех удачно заканчивается спуск. На средине пути видели остов легкового автомобиля. Кузов смят, разорван и свёрнут пополам.

На берегу реки стоят турбазы. А ещё есть родник, из которого приятно выпить воды после… «трудового похода». Вообще-то идти по этому серпантину не страшно. Это не тропа над пропастью. Единственная опасность может исходить от попутных машин. На этот случай наша проводница громко кричала: «Ребята, машина!» Все прижимались к скале.

перевал Кату-Ярык Горного Алтая - Турбазы на берегу
Турбазы на берегу
Перевал Кату-Ярык Горного Алтая – захватывающие виды
Красные ворота
Перевал Кату-Ярык Горного Алтая – захватывающие виды
Спуск с перевала

Заключение

Продвигаясь на реку Чулышман по Улаганскому тракту, встречаем два интересных объекта: скалы Красные ворота и перевал Кату-Ярык. Спуск в долину или подъём на перевал – большое приключение как для пеших, так и для авто. Прежде, чем ехать вниз на машине, подумайте, сможете ли забраться наверх. Другой дороги из ущелья нет.

Если Вам понравилась статья про перевал Кату-Ярык Горного Алтая, поделитесь ею. Задавайте вопросы, пишите комментарии.

Вам может понравиться
Top
Прокрутить вверх
Пролистать наверх