Перевалы Горного Алтая на Чуйском тракте — красивейшей дороге мира, старый Чуйский тракт, слияние Чуи и Катуни, древние петроглифы и другие красоты вы увидите, проехав предлагаемым маршрутом.
Содержание
Чуйский тракт
Чуйский тракт - история с географией
Чуйский тракт – это дорога, проложенная через Горный Алтай. Своё название она получила от реки Чуя, вдоль которой проходит значительная её часть. Собственно Чуйский тракт начинался от Бийска, крайнего русского города на Алтае, но теперь километраж считается от Новосибирска. От Новосибирска до Бийска будет 350 км, до границы с Монголией 968 км. Журнал «National geographic» включил Чуйский тракт в десятку самых красивых дорог мира. Самые знаменитые перевалы Горного Алтая находятся на Чуйском тракте.
В начале XIX века путь этот на 250-километровом участке от Онгудая до Кош-Агача представлял собой конную тропу, на которой не везде могли разойтись две лошади. В Кош-Агаче, в 80 км до современной границы, была ярмарка. К концу XIX в. тропу расширили до колёсного пути. Это была тяжёлая дорога без покрытия шириной от 2,5 до 3,5 метров. Она разрушалась и требовала частых ремонтов. Мосты сносились реками.
В 1914-16 гг. были проведены изыскательские работы по подготовке дороги для автомобильного движения. События революции и гражданской войны не только помешали провести реконструкцию, но даже ремонтов не было 10 лет. В 1920-х гг. 530 км до Кош-Агача машины шли 2-3 недели.
В 30-х гг. начали реконструкцию, и в 1935-ом Чуйский тракт был сдан. Тракт расширили, спрямили, отсыпали гравием. Он стал пригоден для автомобильного движения. Основными механизмами на строительстве были кирка, лопата, тачка. В 1941 г. по Чуйскому тракту из Монголии прошёл караван на верблюдах и лошадях в помощь Красной Армии.
Коренное переустройство дороги проведено в 1980-х годах. В 2019 г. закончена строительством двухуровневая развязка в районе аэропорта Горно-Алтайска. Сейчас на всём протяжении, где я ехал, от Барнаула до Чаган-Узуна, это очень хорошая дорога. Есть два участка с разделёнными встречными полосами – после Бийска 20 км и от Горно-Алтайска 11 км. На остальном пути обычная двухполосная дорога – один ряд в одну сторону, один в другую.
Барангол
От Бийска дорога идёт по правому берегу Катуни. Места красивые, но об этом в другой статье. Сегодняшнее путешествие мы начнём от Барангола, села в 142-х км от Бийска. В Баранголе есть прикормленная площадка для туристических автобусов и индивидуальных путешественников. Можно поесть в хорошей столовой. Надо только попасть в неё, когда нет наплыва туристов.
Непосредственно за Баранголом стоит село Усть-Сема (именно так произносится, е без точек). Из названия ясно, что здесь место впадения реки Сема в Катунь. Перед этим селом дорога разветвляется. Налево начинается Чемальский тракт, идущий вдоль Катуни.
А Чуйский тракт поворачивает направо, пересекает Катунь и продолжается вдоль реки Сема. Едем то по левому, то по правому берегу Семы, пересекая многочисленные её притоки. В сентябре ширина реки не больше 2-3 метров. Берега низкие.
Перевалы Горного Алтая. Семинский перевал.
Подъезжаем к перевалу Семинский. Дорога идёт на подъём 11 км, извиваясь вдоль реки. На перевале остановка. Верхушка перевала – плоское на 1-2 километра во все стороны место. На юге над горизонтом поднимаются синие горы. Высота перевала над уровнем моря 1717 м. Расстояние от Усть-Семы 89 км. Здесь водораздел рек Семы и Туэкты, обе относятся к бассейну Катуни. Дует ветер и идёт торговля едой, одеждой и пр. Обочины заставлены машинами.
Эрудированный экскурсовод рассказывает историю присоединения горного Алтая к России. В XVIII веке китайцы стали теснить местные племена, и они обратились к Екатерине II за защитой. Екатерина ответила, что она может защищать лишь своих подданных. Только вот незадача: на памятнике указана дата. 1756 год. Екатерина тогда ещё не правила. По вопросу вхождения в Россию на перевале собрался совет вождей. Проголосовали 5 за, 4 против.
Ещё Семинский перевал известен учебно-тренировочным центром лыжного спорта. Там тренировались спортсмены сборной СССР и России. Высотное расположение перевала помогает адаптироваться к высокогорью. Сейчас база принимает и любителей. Имеется биатлонное стрельбище и лыжероллерная трасса.
Суп лагман и травяной чай
Едем дальше, сначала вдоль реки Туэкты, потом вдоль Урсула, левого притока Катуни. Урсул и его приток Туэкта так же как и Сема – быстрые неглубокие реки с низкими берегами. По плану в этот день надо было ехать до Ак-Таша, 300 км от Усть-Семы. Но была задержка в пути, а день клонился к вечеру, поэтому остановились на ночь в деревне недалеко от дороги.
В деревне женщина держит базу отдыха. Летние домики на 2 половины без отопления. Душ и WC в отдельных помещениях на улице. Ещё есть туалет типа сортир. Столовая на веранде. Наградой был ужин и травяной чай. Хозяйка приготовила лагман. Это густой суп красного цвета с говядиной или бараниной и много лапши. Будучи в Артыбаше взял такой в столовой – уже не то. После ужина гуляли по лугу перед деревней. Речка течёт, гуси домой возвращаются. Собрал одеяла со всех кроватей, что были в номере, не замёрз.
Перевалы Горного Алтая. Перевал Чике-Таман
Утром подъём, завтрак, и вперёд на перевалы Горного Алтая. Едем по левому берегу реки Урсул. Проезжаем райцентр Онгудай, дорога переходит на правый берег, едем ещё 15 км. Урез воды в этом месте в Урсуле 755 м. Урсул течёт в Катунь, на восток, а Чуйский тракт сворачивает на Юг и поднимается вдоль реки Малый Ильгумень к перевалу Чике-Таман. Расстояние до него от Семинского перевала – 76 км.
Перевал Чике-Таман не такой высокий как Семинский – всего 1295 метров, но очень красивый. Дорога серпантином забирается вверх, делает поворот на перевале и, пройдя между скал, спускается. С перевала открываются великолепные виды в долину и на горы. В 10 часов утра на этой высоте ещё не рассеялись облака. Вот вершина ближайшей к перевалу горы в облаках. А вот облака наползли на перевал, а вершина осветилась.
Через этот перевал проходил и старый Чуйский тракт. По нему ездили до 1984 года. Виден подъём на перевал по старому тракту со стороны Онгудая. Новый Чуйский тракт на подходах к перевалу спрямили, прорубив дорогу в скалах. На самом перевале по обочинам старого тракта расположился рынок, а за рынком начинается спуск в сторону Онгудая по лесной дороге. Высшая точка перевала по старому тракту несколько выше, чем по новому, и подъём туда круче.
Побродили мы минут 40, посмотрели виды с перевала и виды товаров на лотках, засняли виды и собственные персоны и двинулись дальше.
Слияние Чуи и Катуни и петроглифы Алтая
Справа от дороги река Большой Ильгумень стремительно несёт свои воды в Катунь, бурля на камнях. Проехав 20 км, опять встретились с Катунью. Постепенно характер дороги и ландшафт меняются, становясь горными. Справа скала, слева обрыв. Или слева скала. Такие участки, где дорога проходит над рекой по террасе в скале, называются бомами. Их много над Катунью и Чуей.
Пересекли крупный приток Катуни Большой Яломан и несколько мелких, переехали Катунь с левого берега на правый и попали в красивейшее место – слияние Чуи и Катуни. Расстояние от перевала 50 км. Дорога проходит над Катунью и Чуей. На карте урез воды в этом месте 740 м.
Солнце поднялось, облака рассеялись. Виды изумительные. На кадрах 024, 025 видно под обрывом мутную струю Чуйской воды, которая вливается в бирюзовую Катунь. Снимок № 027 сделан с камня, что в левом углу на снимке № 026. Вершины за рекой имеют высоту 1600-1800 м. Дорога за рекой – это ответвление от Чуйского тракта. Она пересекает Чую и Катунь и идёт по левому берегу Катуни. Ну а мы поедем дальше по Чуйскому тракту вдоль Чуи.
Следующая остановка у древнего святилища Адар-Кая с наскальными рисунками и стелой посреди поля. Рисунки хорошо сохранились, несмотря на возраст 2,5 тысячи лет. На них изображены олени, другие животные и какие-то знаки. Стела представляет собой каменный столб, вкопанный в землю. На вершине его вырезано человеческое лицо. На гранях рисунки, среди которых хорошо различается меч. Очевидно, древний художник изобразил фигуру воина.
Едем дальше по долине неописуемой красоты. Дорога то поднимается, то опускается к реке. На площадке над рекой памятник военным водителям – натуральные грузовик и ГАЗ-67, как бы едущие в гору. С площадки открывается красивейший вид в долину Чуи. По другую сторону дороги у подножья горы ещё один памятник – женщинам тыла.
Пока мы всё это разглядывали, подошло время обеда. Наша проводница заказала обед у частных хозяев в селении у дороги. Там же ужинали. Ночевали в Ак-Таше. В этот день были ещё поездки, но чтобы не отклоняться от темы, опишем их в другой раз.
Заключение
Проехав по Чуйскому тракту, мы увидели перевалы Горного Алтая, слияние Чуи и Катуни, другие красивые места. Поездка по Чуйскому тракту совершена в рамках тура с барнаульским туроператором в первой половине сентября. Если Вам понравилась статья, поделитесь ею. Задавайте вопросы, пишите комментарии.
Душа замирает от изумляющих видов на озера, горы! Мастерские снимки: словно живописные полотна или гравюры!
Как прекрасна наша родина! Чтобы ребёнок дорожил своей страной, в отпусках надо с ним путешествовать по России! Географию и историю «учить не по учебникам», хотя и по ним тоже, непременно. Кстати, в тексте есть исторические сведения и даже легенды. Интересно.